Стропы параплана

Стропы не только связывают купол параплана с пилотом, но и участвуют в создании формы купола. Для повышения жесткости крыла к нему следует подвести возможно большее число строп. Но увеличение числа строп ведет к увеличению массы параплана и его аэродинамического сопротивления. Уменьшение числа строп достигается за счет их разветвления по мере приближения от свободных концов к куполу (см. рис. 53).

Очевидно, что нагрузка на одну стропу после разветвления уменьшается. Следовательно, диаметры строп верхних ярусов тоже можно уменьшить без потери прочности.

Рис. 53. Стропная система параплана

Стропы по местам их крепления к куполу делятся на группы (ряды). За рубежом ряды строп называются по первым буквам латинского алфавита: «А», «В», «С», «D». «А» ряд расположен ближе всего к передней кромке куцола. За ним следуют «В», «С» и «D». У нас часто используются цифровые обозначения: 1, 2, 3 и 4 ряды.

Отметим отдельно идущие к задней кромке стропы управления. С их помощью пилот подгибает заднюю кромку купола. Это приводит к изменению аэродинамических характеристик параплана и последующему маневрированию.

Нагрузку в стропе несут спрятанные под защитной оплеткой тончайшие нити. А оплетка защищает нити от повреждения (см. рис. 54).

На некоторых парапланах, предназначенных для выполнения рекордных полетов, устанавливаются стропы без защитной оплетки. Уменьшение диаметра строп, безусловно, дает выигрыш в аэродинамическом сопротивлении и весе.

Но такие стропы недолговечны, т.к., оставшись без прикрытия, силовые нити очень быстро приходят в негодность, цепляясь на старте и при приземлении за любые неровности грунта. Фирмы-производители применяют такие стропы на парапланах, выставляемых на соревнования для выжимания из аппарата всех резервов. На серийных парапланах они не используются.

Рис. 54. Конструкция стропы: 1 - силовые нити; 2 - защитная оплетка

Главное требование, предъявляемое к стропам параплана, заключается в том, что они не должны растягиваться под нагрузкой и таким образом обеспечить куполу-крылу заданную форму. Материал строп должен быть достаточно прочным и легким.

Этим требованиям наилучшим образом удовлетворяет кевларовое волокно. Поэтому именно оно в основном используется в качестве силовых нитей. Защитная оплетка обычно изготавливается из плотной капроновой плетенки.

Если вы хотите, чтобы стропы параплана служили долго, не наступайте на них ногами, не перегибайте, не скручивайте их. Частые перегибания и скручивания строп приводят к размягчению и постепенному разрушению защитной оплетки.

Если же наступить тяжелым ботинком на лежащую на остром камне стропу, то скорее всего в негодность придет не только защитная оплетка, но и силовые нити. В результате стропу придется менять.

Но, несмотря ни на что, со временем прочность строп уменьшается. Поэтому их необходимо менять не реже, чем через каждые 100 часов налета, а если параплан активно эксплуатируется на буксировочной лебедке, то делать это следует еще чаще. Цифры эти весьма приблизительны. Точные данные о частоте замены строп вы сможете получить у фирмы-производителя.

Не реже чем два раза в год, а также после каждого приземления параплана на кусты или деревья проверяйте состояние стропной системы. Необходимо проверить целостность силовых нитей и защитных оплеток.

Особое внимание следует уделять стропам 1 и 2 рядов, т.к. на них приходится основная доля аэродинамических нагрузок: 1 ряд - 30%, 2 ряд - 40%, 3 ряд - 20%, 4 ряд - 10%.

Стропы параплана проверяются последовательно по рядам в направлении от свободных концов к куполу в следующей последовательности:

  1. Проверьте целостность защитной оплетки и соединительных швов в местах соединений с замками свободных концов.
  2. Проверьте целостность защитной оплетки и силовых нитей (в том числе под неповрежденной оплеткой) по всей длине стропы.
  3. Проверьте целостность защитной оплетки и соединительных швов в местах развилок и соединений с куполом.

Кевларовые нити не тянутся под нагрузкой. Капроновая же оплетка же может растягиваться. В результате иногда случается так, что после сильных рывков в воздухе силовые нити лопаются, а оплетка остается неповрежденной. Такая стропа на ощупь становится тоньше и мягче по сравнению с неповрежденными стропами и подлежит замене.

Стропа подлежит замене в случае подозрения на повреждение силовых нитей или при разрушении защитной оплетки в местах соединений с замками свободных концов, в развилках и местах соединения с куполом.

Разрушение оплетки у замков свободных концов обычно происходит из-за ее перетирания о скобу замка. Такую стропу нужно менять, т.к. нельзя рассчитывать на то, что силовые нити при этом не пострадали.

Если в стропе начали разрушаться силовые нити, то становится невозможно определить ее остаточную прочность. Спокойный слет с небольшой горы по прямой в спокойную погоду надорванная стропа, может быть, и выдержит, т.к. стропная система проектируется с достаточно большим запасом прочности.

Но выдержит ли она повышенные нагрузки при затяжке аппарата на высоту буксировочной лебедкой, не порвется ли она при попадании параплана в зону болтанки или в какой-либо иной нестандартной ситуации?

Помните: обрыв в воздухе любой стропы вызывает ударное увеличение нагрузки на соседние стропы, и если соседние стропы в этот момент работают на пределе своих возможностей, то возможно лавинообразное разрушение сразу группы строп, что, в свою очередь, может сделать параплан полностью неуправляемым.

Если вы слегка надорвали защитную оплетку и уверены в том, что силовые нити не пострадали, то место повреждения может быть прикрыто бандажом. Однако следует помнить о том, что бандажи уменьшают прочность строп. Не экономьте на стропах. Если у вас есть возможность не ставить бандаж, а заменить всю стропу, то лучше заменить стропу.

Замену строп параплана желательно выполнять на фирме-производителе. Если пилот заменяет стропу самостоятельно, то он должен уточнить ее длину в техническом паспорте параплана или, при его отсутствии, измерить симметрично расположенную стропу другой консоли. Концы строп при монтаже должны быть аккуратно прошиты. Никогда не связывайте стропы узлами.

Во-первых, узлы являются концентраторами напряжений, существенно ослабляющими соединение. Во-вторых, они имеют обыкновение ползти. А еще узлы могут развязаться. Причем в самый неподходящий момент...

Внимание: длина строп параплана обычно составляет не менее 5 - 6 м. Если при монтаже или ремонте строп допускается ошибка на 10 - 15 мм хотя бы по одной стропе, летные свойства аппарата ухудшаются, а это не только уменьшение летучести аппарата, но и проблема безопасности.