Силы действующие на параплан

Для обеспечения равномерного и прямолинейного движения сумма действующих на параплан сил должна быть равна нулю.

Для упрощения объяснений рассмотрим только две основные силы, действующие на параплан:

  • силу тяжести G, направленную вертикально вниз;
  • полную аэродинамическую силу R, уравновешивающую силу тяжести.

Эти силы и точки их приложения схематично показаны на рис. 61. Сила тяжести G приложена к центру масс (ЦМ) системы (пилот + параплан). Полная аэродинамическая сила R приложена к центру давления (ПД).

Рис. 61. Силы, действующие на параплан в прямолинейном полете:
ЦД - центр давления; ЦМ - центр масс; R - полная аэродинамическая сила; Y - подъемная сила; X - сила аэродинамического сопротивления; G - сила тяжести; V - воздушная скорость

В рассматриваемой нами упрощенной модели влияние аэродинамического сопротивления стропной системы и пилота не учитывается, поэтому ЦМ и ЦД можно расположить на одной прямой, перпендикулярной плоскости земли.

Реальная картина распределения сил несколько сложнее, но сейчас важно уяснить, что отличительной особенностью параплана является большое удаление друг от друга ЦМ и ЦД (длина строп составляет 5 - 7 м).

С одной стороны, это обеспечивает исключительную устойчивость аппарата, но с другой, вызывает появление ряда существенных особенностей в управлении.

Существует два способа управления парапланом - аэродинамический и балансирный. В полете они используются совместно, но для упрощения объяснений разберем их по отдельности.