Раздел С - Прочность аэростата

Нормы летной годности пилотируемых свободных аэростатов

Авиационные правила Часть 31 (Выписка)

Одобрены и рекомендованы к практической сертификации решением Президиума исполкома НЛ Г от 24 декабря 1993 г.

Раздел С - Прочность

31.21. Нагрузки.

Требования к прочности определяются через эксплуатационные нагрузки (максимальные нагрузки, возможные в эксплуатации) и расчетные нагрузки (эксплуатационные нагрузки, умноженные на предписанные коэффициенты безопасности). Если нет специальных оговорок, то под заданными нормированными нагрузками подразумеваются эксплуатационные нагрузки.

31.23. Эксплуатационная перегрузка для полетных случаев.

При определении эксплуатационной нагрузки максимальная эксплуатационная перегрузка в полете должна быть не менее 1.4.

31.25. Коэффициент безопасности.

  • (а) За исключением случаев, определенных в пунктах (в) и (с), коэффициент безопасности принимается равным 1,5.
  • (в) В конструкции оболочки должен быть использован коэффициент безопасности, равный не менее 5.
    Может быть использован коэффициент безопасности, равный не менее 2, если будет показано, что выбранный пониженный коэффициент предотвращает отказ, вызванный расползанием или мгновенным разрывом при отсутствии стопперов разрыва. Выбранный коэффициент должен быть применен к наиболее критичному значению максимального эксплуатационного давления или напряжения в оболочке.
  • (с) Коэффициент безопасности, равный не менее 5, должен быть использован в конструкции всех композиционных или неметаллических деталей оснастки и креплений оболочки к гондоле, трапеции или другим средствам, обеспечивающим транспортировку лиц на борту.
    Основные крепления оболочки к гондоле, трапеции и другим средствам транспортировки лиц на борту должны быть сконструированы так, чтобы их отказ был невозможен или чтобы любой единичный отказ не влиял на безопасность полета.
  • (d) При рассмотрении коэффициентов безопасности необходимо учитывать воздействие температуры и других эксплуатационных факторов или совместное их воздействие на прочность аэростата.
  • (e) При расчетах вес человека принимается равным не менее 78 кг.

31.27. Прочность.

  • (а) Конструкция должна выдерживать эксплуатационные нагрузки без разрушений.
  • (в) Конструкция должна быть подвергнута испытаниям на способность выдерживать расчетные нагрузки в течение не менее 3 секунд без разрушений. Что касается оболочки, приемлемым считается испытание ее отдельной части, если она достаточно велика и включает в себя критические швы, соединения и элементы, к которым приложена нагрузка.
  • (с) Испытания на удар при свободном падении должны пройти гондола или другое средство транспортировки лиц, находящихся на борту. Испытание должно проводиться с максимальной расчетной массой на горизонтальной поверхности так, чтобы гондола, трапеция или другие средства транспортировки сталкивались с поверхностью под углом 0 ,15 и 30 градусов. Масса должна быть распределена так, чтобы имитировать реальные условия. При этом не должно быть таких повреждений или деформаций, которые могли бы причинить серьезные травмы лицам, находящимся на борту.
    При испытании на удар высота принимается равной либо 0,91 метра, либо равной высоте, при падении с которой развивается максимальная вертикальная скорость, определенная в 31.19, либо максимальная вертикальная скорость, установленная Разработчиком, при этом выбирается большая высота.

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.