Пилатр-де-Розье

 

15 июня 1785 года стал трагическим днем в истории воздухоплавания. В этот день погиб пилот, физик, изобретатель Жан Франсуа Пилатр-де-Розье вместе со своим другом механиком Роменом.

Рис. 2.4. Первый пилот в истории воздухоплавания - Пилатр-де-Розье

Розье активно помогал братьям Монгольфье в их начинаниях, был первым пилотом, совершившим с маркизом д'Арландом исторический полет на монгольфьере 21 ноября 1783 года.

Розье принимал участие в проектировании и постройке многоместного монгольфьера в Лионе. Им был поставлен рекорд: совместное химиком Пру на монгольфьере он поднялся на высоту 4000 м.

Решив перелететь через Ла-Манш, Розье строит комбинированный аэростат, который должен включать в себя преимущества монгольфьеров и шарльеров. Верхняя сферическая оболочка наполнялась водородом, к этой оболочке прикреплялась цилиндрическая часть, воздух в которой должен нагреваться как в монгольфьере. 7 января 1785 года Бланшар и американец Джефрисом успешно пересекли Ла-Манш на этом аэростате из Англии во Францию. Аэростат, получивший по имени изобретателя название розьер, продержался в воздухе около 2 часов.

Обратный перелет из Франции в Англию из-за воздушных течений значительно сложнее. В тот день, 15 июня, Розье со своим другом Роменом стартовали из города Кале в 7 часов утра. Сразу после старта ветер неожиданно изменил направление, и аэростат вновь оказался над сушей, он находился на высоте 600 метров. Пилатр, видимо желая опуститься ниже, пытался открыть клапан. Что именно произошло, установить не удалось. Розье погиб мгновенно, а Ромен скончался через, 10 минут. Пожара на аэростате не было, наиболее вероятной причиной была неисправность клапана.

Эта катастрофа была первой в истории полетов на аэростатах.

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.