Ориентирование по компасу

Ориентирование по компасу во время полетов на аэростате

Без компаса не обходится ни одно воздушное судно, необходим он и пилоту теплового аэростата. Наиболее удобным является спортивный жидкостной компас, имеющий линейку длиной до 10 см (см. рис 12.6).

 

Такой компас позволяет не только определять азимутальное направление, но и проводить построения на карте, измерять расстояния и углы, точность измерения дирекционных углов для таких компасов доходит до 1...3°. Широко применяемый в малой авиации компас типа КИ-13 практически бесполезен для аэростата из-за необходимости жесткой фиксации относительно оси летательного аппарата, совпадающей с вектором воздушной скорости, которая у аэростата всегда равна нулю, и малой точности.

Рис. 12.6. Спортивный жидкостной компас наиболее удобен при полетах на тепловых аэростатах

 

Путевой скоростью называется скорость летательного аппарата относительно земли. Так как аэростат всегда движется со скоростью воздуха, то нет необходимости выделять, как это делается для других летательных аппаратов, воздушную и путевую скорость. Скорость ветра совпадает со скоростью аэростата и, следовательно, всегда является путевой.

Путевым углом называется угол между истинным направлением на север (северным направлением меридиана) и путевой скоростью.
Для определения своего нахождения необходимо постоянно следить за изменением положения ориентиров относительно линии направления полета, однако на практике это не всегда выполнимо, и при полетах в незнакомой местности можно потерять ориентировку. Это не является большой бедой, если вы можете идентифицировать некоторые ориентиры, хотя бы два, на карте и на местности. Такими ориентирами могут быть перекрестки дорог, высотные ориентиры (церкви, трубы, водонапорные башни и т. д.), обозначенные на карте, центры небольших населенных пунктов.

 

Для определения своего местонахождения возьмите с помощью компаса азимут на два ориентира (см. рис. 12.7). Затем на карте от выбранных ориентиров проведите линии, как показано на рис. 12.7, при этом не забудьте учесть магнитное склонение, если вы ведете отсчет от кромки карты, и наклон координатной сетки, если ведете отсчет углов от нее.

При откладывании угла от истинного направления на север восточное склонение прибавляют к показанию компаса (так, как это сделано на рис. 12.7), а западное вычитают. Подобный способ определения местонахождения можно применять, если угол между направлениями на ориентиры превышает 30°, в противном случае точность замеров резко падает.

Для повышения точности можно использовать три и более точки, однако помните, что ваш аэростат движется и время между замерами должно быть как можно меньше.

Рис. 12.7. Определение местонахождения по двум ориентирам

Определить свои координаты можно также в момент пересечения аэростатом линейного ориентира, например, дороги, линии электропередач или реки, и при одном идентифицированном точечном ориентире. Для этого, как и в предыдущем случае, необходимо взять азимут на точечный ориентир и на карте продлить линию азимута до пересечения с линейным ориентиром, полученная точка будет являться вашим местонахождением.

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.