Попадание в опасные метеоусловия

Под опасными метеоусловиями прежде всего понимается турбулентность. Управление парапланом в условиях турбулентности имеет ряд особенностей. Как вы помните, центры тяжести и давления параплана расположены очень далеко друг от друга.

Это приводит к постоянному запаздыванию реакции параплана на управляющие воздействия пилота и в условиях быстро меняющихся аэродинамических нагрузок может привести к раскачке пилота относительно купола.

Стропы параплана, как известно, могут работать только на растяжение. При попадании параплана в нисходящий поток крыло может выйти на близкие к нулю или отрицательные углы атаки.

В этом случае передняя кромка крыла подламывается. Возможно сложение как части консоли, так и всей передней кромки купола.

На высотах до 300 м наиболее часто встречающейся причиной турбулентности являются неровности рельефа подстилающей поверхности.

Для того, чтобы турбулентность не застала вас в полете врасплох, необходимо постоянно следить за подстилающей поверхностью и заблаговременно определять места, способствующие образованию завихрений.

При попадании параплана в зону болтанки пилот должен:

  • поджав клеванты, установить скорость немного меньше наивыгоднейшей.

Уменьшение скорости ведет к увеличению угла атаки крыла, а это, в свою очередь, уменьшает вероятность подворота передней кромки купола;

  • определить причину возникновения турбулентности и ее зону
  • изменить курс полета в сторону наикратчайшего пути выхода из зоны болтанки
  • при попадании в зону болтанки с опасно высокой интенсивностью сложить «уши» купола.
  • быть готовым к подсложениям крыла параплана

Порывистый ветер может начать раскачивать крыло параплана. При попадании параплана под резкое усиление ветра купол уходит назад за спину пилота. В этот момент пилоту следует поднять клеванты в верхнее положение.

После ослабления порыва ветра купол начинает движение вперед относительно пилота. Происходит клевок. В этот момент пилоту следует притормозить обгоняющий его купол кратковременным поджатием клевант.

Купол должен быть все время над пилотом. Если он уходит назад, нужно дать ему скорость - поднять клеванты в верхнее положение. Если он прыгает вперед, его нужно притормозить - поджать клеванты.