Подготовка оболочки воздушного шара

Как и любая операция по сборке аэростата, подготовка оболочки воздушного шара должна выполняться в соответствии с инструкцией по эксплуатации на аэростат. В то же время имеются основные общие моменты:

  1. Поместите оболочку в чехле в 4...5 метрах по ветру от лежащей гондолы. Вытащите нижнюю часть оболочки из сумки. Найдите маркировку, обозначающую середину оболочки (обычно это заводская бирка или место между минимальным и максимальным номерами троса оболочки) и сориентируйте сумку с оболочкой таким образом, чтобы при разложенной оболочке эта маркировка была сверху.
  2. Вытаскивая ткань оболочки, отходите с сумкой от гондолы по ветру, пока вся оболочка не будет вытянута из сумки. Сверните сумку и уложите ее в гондолу. Расправьте оболочку на площадке, стараясь разложить ткань с наименьшим количеством складок. При раскладке ткани держитесь только за усиливающие ленты.
  3. Закрепите парашютный клапан по периметру выпускного отверстия. В большинстве аэростатов для этой цели применяются так называемые текстильные застежки (липучки).
    Следите, чтобы номера, нанесенные на клапане, совпадали с номерами на ткани оболочки.
  4. Прикрепите троса к карабинам, не допуская их перехлестов. После закрепления заверните резьбовые муфты карабинов.
  5. Подсоедините к приборному блоку злектрожгут датчика температуры в оболочке.
  6. Проверьте состояние поверхности купольного кольца 12 (см. рис. 6.1), на нем не должно быть забоин, заусенцев и трещин.
  7. Проверьте состояние и надежность заделки вертикальных силовых лент 11 в купольном кольце 12 (рис. 6.1).
  8. Осмотрите стальные троса 8 (рис. 6.1). они не должны иметь разрывов жил, изломов.
  9. Осмотрите состояние ткани и усиливающих лент 4 и 11 оболочки. Повреждения лент не допускаются. Ткань выше первой горизонтальной силовой ленты или выше 2...3 метров от входного отверстия не должна иметь разрывов или других повреждений.
  10. Во избежание преждевременного старения оболочки не оставляйте ее развернутой под действием прямых солнечных лучей. При наддуве и наполнении оболочки необходима особая слаженность в работе команды. Для аэростатов классов АХ-7, АХ-8 и АХ-9 обычно требуется 4...5 человек. При наличии 5 человек их расстановка должна быть следующей:
      1 человек (обычно это пилот) - координация действий, осмотр оболочки, работа с блоком горелок;
      1 человек - удержание купольного фала;
      2 человека - удержание входного отверстия;
      1 человек - обслуживание вентилятора.
  11. Раскройте входное отверстие аэростата, растягивая ткань юбки за троса, идущие к корзине, держаться за ткань юбки не рекомендуется во избежание ее разрыва.
  12. В процессе наполнения обойдите оболочку и осмотрите ткань и силовые ленты на предмет отсутствия повреждений оболочки, убедитесь, что троса, фал управления клапаном и жгут термометра не попадут в пламя горелки. Растяните ткань оболочки так, чтобы на той части, которая лежит на земле, не было складок.
  13. Добейтесь максимального наполнения оболочки холодным воздухом и зажгите дежурные горелки.
  14. Попросите помощников как можно больше раскрыть входное отверстие оболочки. Направьте горелку в нижнюю треть отверстия. Нажмите на огневой клапан одной из горелок и импульсами по 3...4 с начинайте нагревать воздух в оболочке. Внимательно следите, чтобы пламя не коснулось ткани оболочки.
  15. Удерживайте купольный фал, пока оболочка не наберет достаточную подъемную силу, практически его необходимо держать до тех пор, пока у вас хватает сил.
    В конце процесса наполнения горловина оболочки имеет тенденцию к сжатию, это проявляется тем больше, чем меньше она была наполнена холодным воздухом и чем раньше был отпущен купольный фал.
  16. Когда оболочка начнет ставить гондолу в вертикальное положение, займите место в гондоле и подайте команду, чтобы все помощники удерживали гондолу от возможного отрыва от земли. Удерживать гондолу можно только руками.

Рис. 7.5. Раскройте входное отверстие аэростата, обойдите оболочку и осмотрите ткань и силовые ленты. Добейтесь максимшьного наполнения оболочки холодным воздухом

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.