Подготовка гондолы воздушного шара

Подробная информация по сборке указана в инструкциях по летной и технической эксплуатации на конкретный аэростат и необходимо ею руководствоваться. Здесь можно дать только обшие рекомендации и советы для воздушных шаров классов АХ-7, АХ-8 с гондолами для четырех баллонов, они окажутся полезными для большинства аэростатов. Хорошо запомните, что, несмотря на свою симметричность, любой тепловой аэростат при подготовке к полету имеет понятия «перед» и «зад».

Обычно в качестве метки, относительно которой производится установка оборудования (газовых баллонов, горелки и др.) в гондолу, используется заводская бирка или отверстие-ступень на боковой стороне гондолы.

Итак, поставьте гондолу так, чтобы метка смотрела в сторону ветра, это будет «зад».

  1. Проверьте заправку газовых баллонов путем открытия ниппеля. При легком покачивании баллона из ниппеля должен брызгать жидкий газ. Если этого не происходит, баллон необходимо дозаправить.
  2. Установите баллоны в гондоле. Баллоны, имеющие штуцер газовой фазы (главные баллоны), установите в наиболее удаленных от ступени углах корзины, чтобы, после того как гондола будет положена на землю, они Оказались внизу. Эта рекомендация весьма важна, в противном случае при наполнении оболочки горячим воздухом в горелки вместо жидкой будет поступать газообразная фаза и мощность горелки будет меньше в несколько раз. Угол между штуцером жидкой фазы и короткой стороной гондолы должен составлять примерно 15...30 градусов. Пристегните баллоны к гондоле ремнями. Смажьте тонким слоем технического вазелина (можно использовать масло для автомобильных двигателей) резиновые уплотнительные элементы на штуцерах баллонов. В процессе монтажа тщательно осматривайте состояние поверхностей и резиновых уплотнений стыковочных элементов баллонов, коллекторных рукавов и горелки. Ответные металлические поверхности не должны иметь рисок, задиров. Все внутренние поверхности должны быть чистыми, без песка и пыли.
  3. Вставьте стойки в гнезда гондолы и установите горелку на стойки таким образом, чтобы манометры были обращены в сторону отверстия-ступени гондолы.
  4. Вставьте карабин таким образом, чтобы он одновременно проходил через коуши тросов гондолы и отверстия кронштейна рамы горелки. Перекручивание тросов не допускается.
  5. Подсоедините жидкостные рукава горелки к жидкостным рукавам баллонов ближайшим к ступени (к не главным баллонам). Подсоедините газовые рукава горелки к газовым штуцерам главных баллонов.
  6. Убедитесь на слух и по запаху в герметичности соединений, для чего при закрытых вентилях горелки откройте все жидкостные вентили на баллонах и газовые вентили, к которым подсоединены газовые рукава. Какие-либо течи не допускаются. В процессе проверки герметичности внимательно осмотрите рукава горелки и коллекторные рукава. Не должно быть вздутий, разрывов наружного слоя и трещин.
  7. Проверьте работоспособность горелки от каждого баллона. Для чего:
      - откройте газовые вентили на баллонах и горелке;
      - зажгите дежурную горелку и проверьте высоту пламени, которая должна находиться в районе нижнего витка испарителя горелки;
      - откройте полностью клапан жидкостной фазы одного из баллонов и нажмите огневой клапан соответствующей горелки, при этом обратите внимание, чтобы газ равномерно выходил из всех форсунок, а отклонение (в сторону уменьшения давления) стрелки манометра не превышало установленного инструкцией (обычно не более 20...30%). Отклонение стрелки на большее значение говорит о наличии засора в топливной магистрали на участке заборная трубка баллона - огневой клапан;
      - при закрытом огневом клапане проверьте давление по манометру, которое должно быть не менее установленного инструкцией (обычно не менее 1,5...2,5 кг/см2). Повторите данную операцию для каждого баллона. В процессе проверки убедитесь в отсутствии пламени на конце газоотводной трубки огневого клапана. Наличие пламени свидетельствует о неисправности уплотнения.
  8. Убедитесь, что блок горелок свободно отклоняется на максимальные углы. При необходимости измените длину рукавов, выходящих из декоративных чехлов.
  9. Убедитесь в комплектности и надежности закрепления оборудования и принадлежностей в гондоле:
     - газовых баллонов;
     - приборного блока;
     - огнетушителя;
     - медицинской аптечки;
     - запасного фала;
     - запасной зажигалки или спичек;
     - радиостанции (при использовании аэростата в свободном полете).
  10. Установите высотометр и вариометр на ноль.
  11. Положите гондолу на бок так, чтобы отверстие-ступень было сверху (см. рис. 7.3).
  12. Независимо от силы ветра привяжите аэростат. При этом карабин специального механизма отцепки должен одновременно захватывать карабин гондолы и карабин тросов оболочки (см. рис. 7.4). Противоположный конец привязного фала закрепите за какой-либо предмет, способный выдержать нагрузку от действия ветра. При скорости ветра до 4 м/с можно закрепить привязной фал за буксировочное устройство легкового автомобиля, но при более сильном ветре выберите более надежное место крепления. Слабина привязного фала должна быть выбрана.

Рис. 7.2. Поставьте гондолу так, чтобы ступень смотрела в сторону ветра. Установите горелку на стойки таким образом, чтобы манометры были обращены в сторону отверстия-ступени гондолы. Поместите оболочку в 4...5метрах от гондолы

Рис. 7.3. Положите гондолу на бок так, чтобы отверстие-ступень было сверху

Рис. 7.4. Правильное закрепление аэростата — одновременно за два карабина

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.