Эксплуатация газовых баллонов аэростата

Меры безопасности при работах с газовыми баллонами

  1. К работе с баллонами аэростата должны быть допущены лица, прошедшие обучение и имеющие удостоверение. Не допускается работа с неисправными баллонами, а также с баллонами с истекшим сроком хранения, за исключением слива баллонов при негерметичности газового арматурного блока или других фитингов.
  2. Заправка и установка баллонов не допускается вблизи открытого огня, работающих электроприборов и автомобилей, а также запрещается курение. Баллоны при заправке и сливе должны быть установлены на заземленную поверхность. Обязательно наличие исправного огнетушителя.
  3. Обслуживающий персонал должен иметь одежду из неоплавляемой ткани, иметь на руках перчатки или рукавицы.
  4. Расстояние до лиц, не связанных с заправкой или монтажом, а также до ближайших автомобилей, прицепов, аэростатов и др. должно быть не менее 15 метров.
  5. Не допускается не обусловленная необходимостью заправки, слива или монтажа работа стальными или иными предметами, способными вызвать появление искры.
  6. Категорически запрещается заправка баллонов более 85% общего объема. Контроль осуществляется по началу выхода жидкой фазы из ниппеля.
  7. В остальном, что не оговорено в настоящем разделе в части заправки и проверки баллонов, необходимо руководствоваться местными правилами.

Примечание: Перед заправкой полностью стравленных баллонов они должны быть проверены на герметичность.

Заправка баллонов

Газовые баллоны необходимо заправлять сжиженным нефтяным газом (пропан-бутановой смесью) по ГОСТ 27578-87 или ГОСТ 21804-83. Заправка газовых баллонов должна производиться вне помещений на специально оборудованных станциях.

  1. Поставьте баллон на заземленную поверхность или заземлите его каким-либо иным способом. Убедитесь в отсутствии повреждений корпуса баллона.
  2. Убедитесь на слух и по запаху в герметичности баллона, а затем в наличии в нем остатка газа путем кратковременного открытия ниппеля.
  3. Баллоны без остатка газа к заправке без предварительной проверки на герметичность не допускаются. Исключение составляет первая заправка новых баллонов, полученных с предприятия-изготовителя.
  4. Наверните при необходимости на штуцер жидкостной фазы, соответствующей рукаву наполнительной станции, переходник из комплекта принадлежностей и подсоедините рукав стационарного источника.
  5. Откройте клапан жидкостной фазы, а затем плавно наполнительный вентиль на стационарном источнике. Ниппель контроля уровня заправки должен быть открыт. Наполнение баллона продолжать до тех пор, пока из ниппеля не начнет брызгать жидкий газ.
  6. После наполнения закройте сначала наполнительный вентиль станции, а затем клапан газового баллона и ниппель. Отсоедините рукав от баллона.

Слив (перелив) газа из баллонов

Слив (перелив) газа из баллона производится в следующих случаях:

  • при транспортировании или хранении, если того требуют условия;
  • при нарушении герметичности газового арматурного блока:
  • при проверке технического состояния;
  • при заправке или дозаправке других баллонов.

Слив (перелив) газа следует производить на открытой, хорошо продуваемой площадке.

В процессе работ руководствоваться требованиями мер безопасности (см. выше), кроме этого необходимо, чтобы с подветренной стороны на расстоянии 100 м при переливе и 500 м при сливе не было людей, строений, домашнего скота, линий электро- и телеграфных передач, каких-либо непродуваемых углублений, способных накапливать газ, автомобильных и железнодорожных магистралей.

  1. Поставьте оба баллона рядом и соедините их технологическим рукавом из комплекта принадлежностей. На пустом баллоне откройте полностью ниппель. Откройте на обоих баллонах клапана жидкой фазы. Контроль перетекания газа ведите по уровнемеру, а также по легкой вибрации рукава, прикоснувшись к нему рукой.
  2. При переливе в пустой бытовой баллон, не имеющий дренажного вентиля, на рукав наверните соответствующий переходник, соедините баллоны и откройте вентили на баллонах. После прекращения перетекания газа (примерно 2...5 мин) снимите рукав с бытового баллона, предварительно закрыв вентили, и стравливайте газ из бытового баллона до тех пор. пока температура стенки бытового баллона в нижней его части заметно не понизится, после чего вновь продолжайте перелив. Если бытовой баллон частично заправлен, то стравливание начинайте сразу до перелива.
  3. При переливе из одного баллона в другой не допускайте перезаправки баллона.
  4. В случае крайней необходимости и при отсутствии пустых баллонов для перелива допускается слив газа из баллона в атмосферу.
  5. При этом дополнительно убедитесь в выполнении мер безопасности. Установите баллон таким образом, чтобы штуцер был ориентирован по ветру. Слив производите, открывая клапан жидкой фазы на 3...5 с с перерывом 15...20 с.

Хранение заправленных газовых баллонов

  1. Заправленные или частично заправленные баллоны должны храниться вертикально под навесом, огороженным сеткой или иным способом, при этом площадь, через которую может свободно проходить воздух, не должна быть меньше 25% от площади всего ограждения и располагаться равномерно или в нижней части ограждения. На месте хранения должны находиться исправные огнетушители.
  2. В одном месте должно храниться не более 200 баллонов. Расстояние от места хранения баллонов до других мест хранения газа не менее 5 м, до зданий и сооружений не менее 15 м.
  3. Навес должен обеспечивать защиту от прямой солнечной радиации и прямого воздействия осадков.
  4. Совместное хранение исправных и неисправных баллонов, а также баллонов с истекшим сроком технического освидетельствования не допускается.
  5. На баллонах должны быть закрыты все вентили и установлены заглушки.

Проверка технического состояния

Газовые баллоны, эксплуатируемые в составе тепловых аэростатов, требуют периодической проверки. Периодичность и методика проверок должна  устанавливаться изготовителем баллонов, однако, к сожалению, у многих владельцев аэростатов такой методики нет.
Методика, приведенная ниже, соответствует требованиям Норм летной годности пилотируемых свободных аэростатов АП-31 и Инструкции Госгортехнадзора «Проектирование, производство и эксплуатация сосудов, работающих под давлением». Методика апробирована в инструкциях по технической эксплуатации тепловых аэростатов, выпускаемых фирмами «Интеравиа», «Русбал», и ориентирована для баллонов конструкции Таланова- Кирноценского. Методика в основном предназначена для специализированных предприятий, однако фирмы, эксплуатирующие несколько аэростатов, способны выполнять работы самостоятельно. Рекомендуется перед началом работ согласовать предлагаемую методику с предприятием-изготовителем баллонов.

  1. Проверьте соответствие номеров баллонов, записанных в формуляре на аэростат, фактическим номерам.
  2. Проведите внешний осмотр баллона, при этом допускаются лишь следующие повреждения:
      - сколы лакокрасочного покрытия;
      - царапины глубиной до 0,1 мм;
      - деформации ограждения газового арматурного блока и опоры баллона до 10 мм.
  3. Проведите внутренний осмотр баллона, гидро- и пневмоиспытания.
  4. Для проведения указанных работ баллон должен быть опорожнен и продут азотом или углекислым газом с целью удаления пропан-бутановой смеси.
  5. Для внутреннего осмотра баллона необходимо снять газовый арматурный блок, отвернув винты по его периметру. Для баллонов типа Уорсингтон достаточно снять уровнемер. При отворачивании винтов ниппель должен быть открыт для контроля отсутствия давления в баллоне. Осмотрите внутреннюю поверхность баллона. Наличие в баллоне воды, грязи - результат заправки некондиционным газом. Внутренняя поверхность баллона не должна иметь коррозионных поражений глубиной более 0,5 мм. В процессе осмотра внутренняя поверхность должна быть очищена.
  6. Гидравлические испытания (испытания на прочность) проводите давлением 2,5 МПа или 3,2 МПа. Конкретное значение давления испытания должно быть указано на самом баллоне.
    Для баллонов, разработанных до выхода Норм АП-31, давление гидравлических испытаний, как правило, соответствует 2,5 МПа, для баллонов более поздних периодов разработки давление испытаний должно быть 3,2 МПа.  В качестве рабочей жидкости используется 0,5% раствор хромпика (К2Сr2O7) в воде, для баллонов из нержавеющей стали допускается использовать чистую воду.
    Вместо арматурного блока должна быть установлена технологическая заглушка с двумя штуцерами: один - для подачи водного раствора, другой - для стравливания воздуха. При заполнении баллона водным раствором воздух должен быть удален полностью. Давление в баллоне повышать плавно. Контроль давления при испытании проводить двумя одинаковыми манометрами. Время выдержки баллона под пробным давлением должно быть не менее 10 мин, после чего давление снизить до 1,6 МПа, при котором произвести осмотр наружной поверхности баллона. При испытаниях наружная поверхность баллона должна быть сухой. Не допускается обстукивание стенок корпуса, швов сварных соединений во время испытания. После испытания баллон просушить.
  7. Пневмоиспытания (испытания на герметичность) проводятся после гидравлических испытаний с установленным арматурным блоком. Испытания проводятся сухим воздухом давлением 1,6 МПа с точкой росы не выше —40°С при атмосферном давлении. На штуцерах должны быть установлены герметичные заглушки. После подачи давления обмылить газовый арматурный блок. Не допускается травление воздуха при закрытых вентилях. Операцию повторить с открытыми вентилями. Перед проверкой на герметичность необходимо вывернуть предохранительный клапан из корпуса арматурного блока и проверить его автономно на давление срабатывания, которое должно быть 2 МПа.

При положительных результатах внутреннего осмотра, гидро- и пневмоиспытаний результаты занести в формуляр и краской сделать отметку на трафарете баллона.

Негерметичность, возникшая из-за износа или повреждения резиновых уплотнений, устраняется путем частичной разборки и замены уплотнения. После сборки необходимо проверить узел на герметичность.

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.