Безопасность полёта на параплане

Полеты на парапланах - очень интересный вид спорта, но, к сожалению, даже в самом простом полете может появиться элемент риска. Купол параплана при правильной работе с ним способен поднять вас под облака. Но в случае ваших ошибок он может «взбунтоваться».

Если под действием сильного ветра купол параплана превращается в парус и начинает тащить пилота по склону, то никакая сила не в состоянии его остановить. В этом случае единственное, что можно и нужно сделать, - немедленно уложить купол на землю, т.е. "погасить" его.

Запомните и обязательно отработайте практически приведенный ниже порядок действий пилота в том случае, если его купол выходит из-под контроля.

  • Энергично зажмите обе клеванты и, сделав 3 - 4 шага в сторону купола, снимите натяжение со строп. При необходимости намотайте стропы управления на кисти рук.
  • Если купол не гаснет или вы оказываетесь сбиты с ног порывом ветра, обеими руками подтягивайте к себе купол за одну (любую) стропу управления.
  • Если клеванты потерялись (запутались или оборвались), подтягивайте к себе купол параплана за одну (любую) стропу, пока он не погаснет.
  • После того как купол погаснет, не следует преждевременно отпускать клеванты и стропы, чтобы отпущенный на свободу купол не наполнился воздухом и не потащил бы вас снова.

Если рядом с вами чей-либо купол понесло ветром, то вы можете существенно помочь попавшему в беду пилоту. Однако помните: вы должны избегать попадания в стропы параплана, который хотите остановить.

  • Если вы находитесь за куполом параплана, то должны, стоя на месте, дать куполу обвиться вокруг вас. При этом парусные свойства купола исчезнут, и он перестанет тащить пилота.
  • Если вы находитесь перед куполом параплана, следует быстро захватить одну стропу (желательно стропу управления), обмотать ее на 1 - 2 оборота вокруг кисти руки и, стоя на месте, удерживать купол от дальнейшего движения по ветру. Захватывать стропу следует возможно ближе к куполу.
  • Не имеет смысла пытаться останавливать пилота, хватаясь за него самого.

При скорости ветра свыше 5 м/с стоящий парусом купол параплана в состоянии потащить по склону и пилота, и самого помощника. Теперь о падениях. Иногда задают вопрос, можно ли научиться летать, не падая.

Теоретически это конечно возможно, но на практике - нет, и впечатления от прекрасно выполненного полета на параплане могут быть безнадежно испорчены грубой посадкой. Поэтому, для того чтобы не попасть в беду, еще до первого полета необходимо научиться правильно падать.

Вы должны овладеть техникой парашютных приземлений перекатом. Суть ее очень проста. Первый удар о землю принимают ноги. В момент удара они должны быть плотно сжаты в коленях и щиколотках и немного согнуты в коленях (рис. 85). Ту часть энергии удара, которую ноги погасить не смогут, следует перевести во вращение, уйдя, при необходимости, на кувырок.

Необходимо иметь в виду, что парашютный кувырок отличается от гимнастического. В гимнастике удар о землю частично смягчается руками. В нашем случае выставлять руки категорически нельзя. Если удар о землю настолько силен, что ноги не смогли его погасить, то выставленная в сторону земли рука будет однозначно сломана.

Категорически запрещается при падении пытаться смягчать удар о землю руками.

На приведенных ниже рисунках показана последовательность выполнения приземления перекатом.

Рис. 84. Исходное положение

Рис. 85. Ноги в момент приземления

Рис. 86. Группировка

Рис. 87. Начало кувырка

 

Рис. 88. Перекат через спину

Рис. 89. Ошибка!!! Приземляться на несжатые ноги опасно!!!

Помните: приземляться на несжатые ноги опасно.

Плотно сжатые в коленях и щиколотках ноги могут выдержать при ударе о землю существенно большую нагрузку, чем несжатые. Если ноги не сжаты и одна из ступней при приземлении попадает на какую-нибудь кочку или в рытвину, то она с очень большой вероятностью может быть вывихнута или сломана.

Чтобы избежать этой ошибки, рекомендуется следующее упражнение: зажать между коленями и щиколотками по кусочку картона или плотной бумаги и научиться выполнять кувырок таким образом, чтобы ноги не разжимались и картон не падал на землю.

Для того, чтобы в аварийной ситуации сработать нормально, вы должны научиться легко и уверенно прыгать с высоты 1 - 1,5 м. Если эта задача на первый взгляд покажется вам слишком трудной, начните с более простых упражнений.

Для начала научитесь правильно группироваться: сядьте на корточки, сожмитесь в максимально плотный комок и завалитесь на бок так, чтобы у вас получился кувырок через плечо и спину так, как это показано на рис. 90 и 91.

Рис. 90. Исходное положение

Рис. 91. Перекат через спину перед кувырком

Посмотрите на наиболее часто встречающиеся ошибки. Если перед началом кувырка пилот не сворачивается в «шарик» (не прижимает туловище и голову к коленям), то при попытке выполнения упражнения кувырок не получится. Вместо него произойдет достаточно чувствительный удар плечом или головой о землю (см. рис. 92, 93).

Рис. 92, 93. ОШИБКА!!! Если, перед кувырком пилот не свернулся «шарик», то вместо мягкого переката через спину получится жесткий удар плечом о землю.

Второй типовой ошибкой является, несмотря на предшествовавшие предупреждения, попытка смягчить удар о землю руками. Эта ошибка встречается настолько часто, что необходимо еще раз напомнить: если удар настолько силен, что ноги не смогли его принять и погасить, то выставленная к земле рука будет сломана. У рук одна задача - спрятаться.

После того, как вы освоите группировку, сделайте следующее. Встаньте в свободную стойку и, медленно присев, завалитесь на бок, уйдя в кувырок. Скорость тут не важна. Важно, чтобы приседание, группировка и выполнение кувырка проходили как бы в одно движение, без задержек и ускорений. После того как вы, освоите вход в группировку, начинайте увеличивать скорость встречи с землей.

Сначала подпрыгните вертикально вверх на 10 - 15 см. Затем выполните кувырок из прыжка вверх и вперед. И, наконец, уверенно переходите к прыжкам с небольшой высоты. Теперь они уже не будут вам казаться трудновыполнимыми.

Рис. 94, 95. На руки приземляться нельзя!!!

Не ограничивайтесь разовой отработкой упражнения.

Для того, чтобы свести к минимуму неприятные последствия падений после полета на параплане, группировку следует выполнять автоматически, на уровне подсознания, на уровне рефлекса. Даже если вам покажется, что вы все усвоили отлично, помните, что без регулярного повторения этих упражнений ваше тело быстро забудет то, как нужно правильно падать.

Поэтому в рамках предполетной подготовки очень полезно проводить регулярные тренажи падений для всех пилотов, включая инструкторский состав.