Главная / Воздухоплавание / Аэростаты / Русские аэростаты во время Первой мировой войны

Русские аэростаты во время Первой мировой войны

К началу Первой мировой войны в штабе Верховного главнокомандующего русскими армиями военные дирижабли вообще считали основным средством стратегической разведки. Роты с управляемыми аэростатами дислоцировались в Луцке, Бердичеве, Белостоке, Лиде, Сализи (близ Петрограда), Брест-Литовске, Ковно, Гродно и других пунктах. Для обслуживания дирижаблей здесь были построены 14 эллингов (ангаров), располагались базы снабжения и питания дирижаблей газом. Для сравнения: в Германии имелось 39 оборудованных стоянок для дирижаблей с 53 эллингами (из них 39 больших). Но отставание было не только в этом.

В середине 1914 г. русская армия имела на вооружении всего лишь 14 управляемых аэростатов, хотя ко дню «М» их планировалось иметь в два раза больше - 14 больших и 14 малых управляемых аэростатов. И причина здесь крылась не столько в нашем генетическом «разгильдяйстве, дураках и дорогах», сколько в переоценке возможностей бурно развивающейся в ту эпоху мировой новинки - авиации, в связи с чем темпы строительства дирижаблей накануне войны в России заметно снизились.



Дирижабль «Клеман Баяр» и его эллинг



Дирижабль «Лебедь», 1909 г. На заднем плане виден эллинг

Кроме того, почти все дирижабли России, за исключением разве что четырех самых крупных, были устаревших конструкций и развивали сравнительно незначительную скорость полета при максимальной высоте полета до 3 тыс. м, и как боевые единицы они большой ценности не представляли. Среди 14-ти дирижаблей имелось 10 различных конструкций и систем, что крайне осложняло их эксплуатацию, и для разведки тыла неприятеля они были признаны непригодными и остались на своих базах.

Более детальное рассмотрение отношения российского военного ведомства к своим боевым дирижаблям и аэростатам выявляется достаточно интересным показателем с точки зрения того, как не следовало бы делать.

Итак, на отечественных заводах строились три аэростата большого объема.

22 декабря 1912 г. был заключен контракт с Балтийскими судостроительным и механическим заводами на постройку управляемого аэростата «Гигант» объемом около 18 тыс. м3, который должен был поступить в войска в 1914 г. Длина дирижабля составляла 105 м, максимальный диаметр 16,25 м, мощность четырех двигателей 600 л.с. Расчетная горизонтальная скорость 65 км/ч, максимальная высота полета 3500 м. Запас горючего на 20 часов хода.

Дирижабль строился по проекту A.M. Кованько и A.M. Шабского. Это был полужесткий аппарат, гондола которого составляла одно целое с оболочкой. Четыре моторные гондолы вынесены по бокам аэростата. Его конструкция была исключительно интересной. Дирижаблей с такими данными, как у «Гиганта», в то время еще не имелось ни в русской, ни в германской армиях. Постройка дирижабля затянулась, и к сроку его окончить не удалось. Сборка проводилась в большом эллинге в Сализи, недалеко от Гатчины. В феврале 1915 г. завод заявил о готовности аэростата для наполнения.

10 февраля 1915 г. состоялся первый испытательный полет этого громадного аэростата. Он окончился серьезной аварией из-за перемещения двигателей, не предусмотренного проектом и сделанного в отсутствие главного конструктора. Дирижабль прогнулся в средней части, вследствие чего один из пропеллеров ударил по тросовой расчалке, и корабль, перегнувшись пополам, опустился в небольшом лесу. Завод приступил к полной переделке дирижабля. 27 октября 1915 г. дирекция завода обратилась в вышестоящие инстанции с просьбой предоставить для сборки «Гиганта» необходимую команду и 600 баллонов со сжатым водородом, что составляло бы 30 тыс. м3 газа. Запрос дошел до великого князя Александра Михайловича, в распоряжении которого находились все запасы химических материалов для добывания водорода. 11 декабря был получен ответ, в котором говорилось, что «Его императорское высочество признал необходимым отложить наполнение аэростата до более благоприятного в смысле атмосферных условий времени на март-апрель месяцы 1916 г.». Нужное для наполнения «Гиганта» количество водорода составляло месячную потребность восьми наблюдательных станций со змейковыми аэростатами. Была возможность выделить заводу селиколевый газодобывающий аппарат, находившийся в Сализи, но и в нем было отказано.

К середине 1916 г. дирижабль «Гигант» морально устарел. По мнению одного начальника заказывающего управления, «скорость современного аэростата должна быть не менее 80 верст в час, т.е. не менее 22 м в секунду», в то время как «Гигант» был рассчитан на скорость полета 18 м/с. Вскоре специальная комиссия военного ведомства, ознакомившись с построенным дирижаблем, признала его негодным для военных нужд. Оболочку «Гиганта» использовали для постройки сферических аэростатов. Каркас был разобран, обращен в лом и частично использован для постройки самолетов.



Дирижабль «Гигант» — 1915 г.

Накануне войны конструкторы Б.В. Голубов и Д.С. Сухоржевский составили проект огромного воздушного корабля «Воздушный крейсер», превышавшего размеры «Гиганта» в полтора раза. Проектом заинтересовалось военное ведомство. Дирижабль решили заказать Ижорскому заводу. МО заключило с ним контракт, по которому «Воздушный крейсер» должен был иметь длину 130 м, высоту 28 м, объем около 25 тыс. м3, не менее двух двигателей мощностью по 250 л.с. каждый, скорость 80 км/ч, высоту подъема 2500 м, запас горючего на 20 часов полета при полной скорости. Специально оговаривалась грузоподъемность. Воздушный корабль должен был поднимать в гондоле команду в удвоенном составе, кроме того, двух наблюдателей, не занятых его управлением, телеграфиста и пулеметчиков; не менее 2-3 пулеметов с трехтысячным лимитом патронов и запасными частями для каждого пулемета; радиотелеграфную станцию, способную действовать на 300 км; прожектор; запасы бензина, масла и воды на 20 часов полета.

К концу 1915 г. основные части дирижабля были закончены. Много хлопот доставили силовые установки и производство цельнотянутых труб для каркаса жестких частей дирижабля. Ижорский завод, построивший уже управляемые аэростаты «Голубь» и «Альбатрос», использовал весь свой опыт для создания нового, самого мощного воздушного корабля среди всех, какие когда-либо строились в России. Однако его сборку пришлось отложить. Штаб Верховного главнокомандующего, учитывая опыт войны, предъявил новые требования. В основном они сводились к тому, чтобы аэростат поднимал не менее одной тонны бомб, имея возможность совершать полет на высоте 2500 м. За счет увеличения боевой нагрузки военное ведомство соглашалось уменьшить запасы горючего, масла и воды до 15 ч непрерывного полета. Скорость оставалась прежней, оговаривалось, что длина газового баллона после наполнения газом должна быть не более 150 м.



Российский дирижабль "Буревестник" — просто и сердито!



Дирижабль «Астра», 1921 г.

Завод согласился на новые условия и приступил к переделке некоторых частей аэростата. К этому времени на его постройку уже были затрачены громадные деньги. Сборку «Воздушного крейсера» и его испытание намечалось провести не ранее середины 1916 г. Но к этому времени в военном ведомстве уже сложилось мнение о ненадобности дирижаблей большого объема для фронта. 28 февраля 1916 г. заведующий авиацией и воздухоплаванием в действующей армии доложил наверх, что «начальник штаба Верховного главнокомандующего указал на необходимость дирижабли, строящиеся на Балтийском судостроительном заводе или Ижорском, задержать приемкой до конца войны, чтобы не тратить газ на их испытание». Приемка «Воздушного крейсера» была задержана.

Третьим строившимся для русского военно-воздушного флота дирижаблем был заказанный во Франции «Клеман Баяр». Условия, поставленные фирме, уже неоднократно выполнявшей заказы для России, были следующие: аэростат должен иметь не менее четырех двигателей, пятый двигатель предусматривался для подъема, скорость не ниже 85 км/ч, подъем до 2500 м, запас горючего на 20 ч полета, объем не обусловливался. Экипаж корабля определялся в составе командира, трех помощников, восьми механиков, трех стрелков, телеграфиста и двух наблюдателей. Вооружение — не менее пяти пулеметов с 3 тыс. патронов и ящиком запасных частей, считая массу каждого боевого комплекта 75 кг. Было также оговорено, что дирижабль должен иметь беспроволочный телеграф максимальной массой 200 кг и прожектор. Масса балласта определялась в размере не более 10 % от подъемной силы. Позднее фирме были поставлены дополнительные требования, которые сводились к тому, чтобы аэростат был способен совершить при испытании трехчасовой полет с полным грузом бомб в 1 т на борту. Объем такого дирижабля должен быть около 20 тыс. м3. Однако читатель сам догадается, чем закончилась судьба и этого дирижабля.

Но все-таки существовали и другие управляемые дирижабли - «Кондор», «Астра», «Буревестник», «Альбатрос», которые тоже считались «большими» Эти аэростаты России были построены и приняты на вооружение в 1913 г. и распределялись следующим образом:



Дирижабль «Кондор». 1913 г.

Дирижабль «Кондор» придавался 2-й воздухоплавательной роте в Брест-Литовске. Его объем 9600 м3, скорость полета 55 км/ч, потолок 3000 м, экипаж 7-10 человек. Строился на заводе «Клеман-Баяр» во Франции.


Дирижабль «Сокол», 1912 г.

Дирижабль «Астра» находился на вооружении 3-й воздухоплавательной роты в городе Лиде. Этот нежесткий корабль объемом 9800 м3 был построен на заводе «Астра» во Франции. Скорость полета 63 км/ч, потолок 2500 и, экипаж 8-12 человек.

Дирижабль «Буревестник» придавался 4-й воздухоплавательной роте в городе Бердичеве. Этот аппарат мягкой системы типа «Парсеваль» строился в Германии. Его объем" 10000 м3, скорость 75 км/ч, потолок 2 тыс. м, экипаж 7-10 человек.

Дирижабль «Альбатрос» находился при 12-й воздухоплавательной роте в Сализи. Этот дирижабль нежесткой системы объемом 10000 м3, построенный на Ижорском заводе по проекту Б. В. Голубова и Д. С. Сухоржевского. Скорость 75 км/ч, потолок 2 тыс. м, экипаж 8-12 человек, полезная нагрузка 3200 кг. Все четыре дирижабля были вооружены пулеметами, имели приспособления для сбрасывания бомб и обладали продолжительностью полета до двадцати часов.



Дирижабль «Альбатрос», 1912 г.

Три типа дирижаблей малой кубатуры, предназначавшиеся ранее для ближней разведки, были также приданы воздухоплавательным ротам. Дирижабль «Голубь» поступил на вооружение 3-й воздухоплавательной роты. Этот нежесткий дирижабль был построен в 1910 г. на Ижорском заводе по проекту Б.В. Голубова и Д.С. Сухоржевского. Объем 2275 м3, скорость 50 км/ч, потолок 1000 м, запас горючего на 4 ч полета, экипаж 4 человека. Он был сильно изношен в эксплуатации еще до войны, разоружен, но после капитального ремонта вновь вернулся в строй.



Дирижабль «Голубь», 1910 г.

Дирижабль «Беркут» придавался 2-й воздухоплавательной роте. Он был построен во Франции в 1910 г. и имел нежесткую систему, объем 2140 м3, скорость 35 км/ч, потолок 2000 м, запас горючего на 10 ч полета, экипаж 5-8 человек. Этот дирижабль был наиболее потрепан и также прошел капитальный ремонт.


Дирижабль «Беркут», 1910 г.

Дирижабль «Ястреб» находился в 12-й воздухоплавательной роте. Этот нежесткий дирижабль объемом 2800 м3 был построен в 1910 г. на заводе «Дукс» в Москве по проекту
A.M. Шабского, его скорость составляла 35 км/ч, потолок 1800 м, запас горючего на 6 ч полета, экипаж 4 человека. Эти дирижабли имели вооружение, но были сильно поношенными и морально устаревшими. Их потолок и скорость не отвечали требованиям, предъявляемым к современным военным дирижаблям. Максимальную пользу русской армии смогли принести только дирижабли большой кубатуры.

Обладая значительным по сравнению с самолетами того времени радиусом действия и большей грузоподъемностью, русские дирижабли осуществляли глубокую разведку и бомбардировку военных объектов противника. Успешной была боевая работа дирижаблей «Кондор» и «Беркут», находившихся в распоряжении 2-й воздухоплавательной роты в крепости Брест-Литовск. Имея на борту радиотелеграфную станцию, «Кондор» доставлял штабу верховного главнокомандования ценные сведения о передвижениях немецко-австрийских войск.

Удачной была и бомбардировочная деятельность этих дирижаблей. Они бомбили склады боеприпасов, железнодорожные узлы и другие военные объекты противника. Насколько досаждали «Кондор» и «Беркут» врагу, говорит тот факт, что в момент упорных боев летом 1915 г. немецкое командование ежедневно в течение двух недель бросало на крепость Брест-Литовск свои самолеты. Основным объектом бомбардировок в крепости была территория воздухоплавательной роты с эллингами для дирижаблей. Немцам не удалось тогда уничтожить русские дирижабли. После сдачи крепости они были перебазированы на другой участок фронта. Дирижабль «Астра» в 1915 г. совершил налеты на железнодорожный узел города Лык. В результате интенсивного бомбометания были разбиты эшелоны.

Дирижабль «Черномор-1» -1916 г. (куплен у Англии) с боеприпасами и разрушена станция. Немалую пользу русской армии принес своими боевыми налетами, разведкой на морском театре войны и бомбардировками немецких военных объектов дирижабль «Альбатрос». Он был досадно потерян во время ненастья в одном из боевых полетов.
Помимо непогоды, зажигательных снарядов - еще и зенитная артиллерия выявилась грозным противником аэростатам. При отсутствии истребителей сопровождения, низкой высоте полета, не превышающей 2,5 км, и малой скорости дирижаблям выполнять боевые задания становилось все труднее и труднее. Так, от зениток погибли «Кондор» и «Беркут» уже во второй половине 1915 г.



Дирижабль «Черномор-1» - 1916 г. (куплен у Англии)

Но - возрадуемся, такой же была и участь многих германских цеппелинов. Русские артиллеристы научились расправляться с этими воздушными гигантами. Так, цеппелин, пытавшийся бомбить тогда еще нашу Варшаву, был подбит огнем российской артиллерии. Но гибли аэростаты и по другим причинам.

Источник: Журнал "Наука и техника", №7 (38), 2009 июль
стр. 27-35, автор статьи Любченко Д.И.